Fatal error in IO.SYS

Путевой журнал экспедиции
«Край таёжных озёр» или «поход на Дорогучу»


По мотивам путевого журнала Stranger’а

Предисловие


В прошлом, 2007, году я первый раз ходил в пеший поход. Подробно рассказывать о нём не буду, но если вкратце – задумывался он как эксперимент. Целью эксперимента было выяснить, сможет ли наша команда yWnd осилить тяготы трёхдневного пути и получить при этом удовольствие. По неопытности мы неправильно проложили маршрут – из расчета 30 км на день, что оказалось практически невозможной для нас цифрой. Свернули на аварийный маршрут, расчетного соотношения 30 км/день сумели достичь только на третий день ценой немалых усилий, но до Пустыни дошли. И получили немало нового для нас опыта.
Этот же поход мы начали планировать ещё весной. Изначально предполагалось идти летом. В результате командой из 4-х человек: Mecubarz, Stranger, Snake, и очаровательная пришелица из будущего под кодовым именем Надежда в августе была совершена попытка пройти маршрут. К сожалению, у Надежды разыгралась аллергия, поэтому уже на второй день похода мы повернули назад, и на третий вернулись обратно в Нижний
Вторая попытка пройти маршрут была запланирована на 13-23 сентября, но потом дату выхода передвинули на день раньше. Расчетный срок похода – 10 дней, состав – 2 человека (Stranger и Mecubarz), вес рюкзаков – по 27(без воды) – 29(с водой в термосах и флягах) кг, из них по 9 кг еды. Также, чтобы избежать периодически случавшихся в прошлых походах серьёзных отклонений от маршрута, Странником был приобретён GPS-навигатор и запас батареек к нему. Также Странник потратил немало сил на перевод относительно подробной (Генштабовская карта 1:100000 от 1981 года) карты в векторный формат. Карта оказалась ощутимо устаревшей, но об этом позже.
Mecubarz (здесь более известный как Fatal error in IO.SYS)

Пожалуй, всё начиналось не так, как хочется рассказать. Но приключения-то уж точно начались с карты.
Сейчас географическая карта уже не похожа на истрепанный лист бумаги, залитый солёной водой и ромом, на котором неточными карандашными штрихами отмечено место, где спрятан клад. Скорее уж при слове карта человек представит векторный план города. Что-нибудь типа программы «Деловое Поволжье». Более продвинутый путешественник подумает про спутниковый снимок как в какой-нибудь Google Earth. Я же говорю про географическую карту, которая выглядит как зелёный листок бумаги, заключённый в чёрно-белую рамку. Видели такую? Ну да, самая обыкновенная вещь – скажут одни. Старьё, прошлый век! – это другие. Да и причём тут это? – воскликнут в недоумении третьи. Не стоит беспокоиться, дорогие читатели – я сейчас всё объясню.
Несмотря на обилие современных средств куда более удобных, чем обычная карта, я совершенно уверен, что она – самый верный способ отправиться в путешествие. Почему? Да потому, что любая карта – волшебная. Неважно большая она или не очень, новая или потрёпанная, секретная или продающаяся в киоске союзпечати – это всё равно. Магия карты в условных обозначениях. Достаточно присмотреться к этому бескрайнему зелёному полю бумаги и вот, пожалуйста – оно уже не бескрайнее и, пожалуй, не совсем зелёное. Тут протекает синяя полоска реки, там высится точка горной вершины, густо обведённая коричневыми горизонталями. Красное шоссе превращается в чёрную линию грунтовой дороги, а потом и вовсе теряется в зелени леса пунктиром тропы. То тут, то там – всюду множество значков, цифр и чисел. Смысл половины ясен не до конца, другие же – настоящая загадка. Бумажный мир карты заполнен тайной и, взглянув на него, уже понемногу чувствуешь себя там – в лесу, на берегу реки, стоящим на лесной тропинке. Но есть и другое ощущение – лёгкой свободы движения. Перемести взгляд из одного угла карты в другой, и вот – совершив путешествие в сотни километров, ты уже стоишь на берегу озера или, минуя лесополосу, выходишь на трассу, по которой мчатся машины. Это и есть магическое свойство карты – притягивать взор, превращая смотрящего на неё в путешественника, но абсолютно свободного, не обременённого тяжестью тела и ноши, способного лететь, куда его позовёт воображение. Но есть у этого развлечения и обратная сторона – оно затягивает, заставляет проникнуться желанием отправиться в дорогу, заполняет душу тоской по бесконечным просторам. И вот, вместо лесов рек и озёр перед тобой только лист бумаги, а в голове играет негромкую мелодию песня Дороги. И всё, ты уже не принадлежишь себе. Тебя позвала Дорога.
Наверное, я бы смог этого избежать, если бы Мекубарец однажды, между делом, не предложил – а не сходить ли нам в поход? А действительно, почему бы и нет? Только куда? Сейчас, надо только посмотреть карту…
Теперь, сижу дома, перед мерцающим экраном и то, что происходило совсем недавно, кажется сном. Страшным? Пожалуй. Интересным? Ещё бы!
Что останется от восьми дней похода - путевой журнал, стопка мутных фотокарточек, да пожалуй, и всё. Впрочем, есть ещё память и чувства, которые ещё поднимаются, когда вспоминаешь эти дни. Память – вещь сугубо личная, её не передать скупыми строчками отчёта. А чувства, к тому же и субъективны. Но я попробую, ведь ради того, чтобы пережить что-то такое ещё раз, когда-нибудь я уйду в поход снова.
«Далее, значительную часть текста составляют главы-реконструкции. Эти главы написаны мною, лично… Я сознаю, что ценность этих глав для сотрудников группы "Людены" невелика, но - что делать! - она велика для меня. » © АБС «Волны гасят ветер»
Stranger

12.09.08 День первый. Заброска.


*5:30 Ночная остановка, залитая оранжевым огнём фонарей. Дует несильный ветер, в лужах отражается чёрное небо, три человека во всём свете сейчас ждут автобуса вместе со мной. Ослепляя ярким светом окон, подъезжает автобус – успеть бы только донести до дверей эти драгоценные 29 килограмм. И снова ночь, снова огни, мимо пролетают теплые окна домов. Дорога…*

В 6:45 на автовокзале около пл. Лядова мы сели на «Икарус», следующий до Воротынца. Багажное отделение водитель автобуса открыть отказался (мотивируя это тем, что в Воротынце он остановится ненадолго и манипуляции с багажным отсеком внесут задержку в график), поэтому рюкзаки в течение почти двух часов пришлось держать на коленях. Ноги затекали, постоянное ощущение веса не давало уснуть. В 9:50 прибыли в Воротынец. В 10:40 поехали в Фокино. Там сразу же привлекли внимание весьма общительного местного населения. В 11-20 вышли к пристани. По пути на пристань разговорились с рыбаком из Михайловского. Он долго стращал нас глухим, тёмным лесом и диким зверьём, которое, по его словам, так и норовило каждой осенью собрать кровавую жатву среди местного населения и заезжих отдыхающих. С другой стороны проявлял удивительное для местного незнание географии окрестностей. В частности, по его словам от поля Сапино до реки Дорогуча 40 километров. Возможно, имелась в виду одноимённая с рекой деревня, но он упомянул и озеро Рыжан, которое находится в 16 километрах от Сапино. В общем, по полкило отличной лапши, для удобства переноски намотанной на уши, прибавилось к духовному рациону нашего похода =) Навигатор проявил себя отлично. Не смотря на то, что некоторых дорог уже нет, в первый день мы идём по памяти, только пару раз отклонившись от маршрута.

*Дорога промелькнула сумбурно. Осталось только странное чувство, которое только становится час от часа всё сильнее – этот день ещё не перевалил за половину, а уже вмещает в себя больше, чем любой обычный. То ли ещё будет…
Стоим на палубе парома. Немногие пассажиры укрылись от шквального ветра, несущегося над Волгой. На палубе только мы вдвоём, стоим и смотрим вперёд. Дом остался позади на несколько долгих, очень холодных дней.*

Обедали близ Михайловского. Сделать привал решено было на другом месте, нежели в первый раз (то есть летом). С Волги дул штормовой ветер, и сидеть под одиноким деревом мы не стали. Разместились на перевёрнутой рыбацкой лодке под защитой множества деревьев дальше по ходу маршрута.

*18:23 над старицами Волги разгорается закат. Прошли планируемое место стоянки – занято. Теперь рюкзаки стоят у дерева, рядом Мекубарец. Иду на разведку.
Трава по пояс, по грудь, снова по пояс, кочка, земля… На земле огромные следы, ещё, потом вырван целый слой дёрна – здесь ночевал медведь. Снова разнотравье в рост, редколесье, луг. На лугу стоит одинокая берёза, расходящаяся тремя стволами от корня, листья сильно шумят и пропускают сполохи медного солнца. Дальше: несколько деревьев стоят кругом, рядом склон, вода – надо делать привал.*

Ночёвку устроили на старице Волги в районе бывшей деревни Сапино. Опробованное летом место ночёвки решено было не использовать по причине отсутствия там дров. В новом же месте оказалось сразу несколько стоянок рыбаков. В итоге Странник устроил разведку, оставив Mecubarz’а в одиночестве с рюкзаками, и нашёл прекрасное место для стоянки между деревьями, на травянистой поляне. Дров было не особо много, сход к воде не особо удобный, но зато никого рядом.

Погода ветреная. Днём было тепло. Давление 758 мм рт.ст. и падает третьи сутки.
Пройденное за день расстояние 18,1 км, включая 6,6 км спуск до парома и путь до места обеда. Время в пути 6 ч. 45 мин.
Перепад высот 20 м.
Максимальная скорость 6 км/ч.
Средняя скорость 4 км/ч.
Координаты обеда 56°11.360' с.ш. и 45°48.087' в.д.
Координаты ночёвки 56°13.573' с.ш. и 45°53.488' в.д.


13.09.08 День второй. Штурм леса. Дорогуча.


Проснулись в 9:00. Это время решено было принять как базовое. Вышли в 13:20. Ночью шёл дождь. Весь день было сыро, с неба лилась морось, больше похожая на туман. Утром Странник услышал странные крики, напоминавшие то ли кабана, то ли птицу. В целях профилактики неожиданных встреч с охотниками и местной фауной было решено весь день, во время штурма леса, громко распевать песни. С этим был связан забавный случай – когда мы временно с пения песен перешли на декламацию стихов, то через несколько минут вышли на охотника. Причём… мда… с текстом очень смелого содержания.

*17:49 Идёт дождь. Движемся строго по маршруту навигатора. Только что пересекли просеку с линией электропередач, и наезженная дорога свернула направо. Нам – только вперёд.
Идём ожиданием реки, уже 200, 100 метров, уже должно быть видно, может ошибка? Торный путь вёл направо – здесь не ездили несколько лет, а впереди должен быть мост. Вот и ответ – дорога обрывается на песчаном берегу неширокой тихой реки Дорогуча. Моста здесь нет уже давно; значит вброд – довольно мелко и в воде стоят вешки.
- Предлагаю ночевать на этом берегу и завтра форсировать реку вброд.
- Лучше сейчас, раз уж всё равно мокрые до нитки.
- Ок. Сейчас попробую глубину без рюкзака. А хотя, чёрт с ним, пойду так.*

Непрекращающийся дождь (к тому моменту он только усилился) боевого духа не укреплял, и очередным сюрпризом стало отсутствие указанного на карте моста через р. Дорогучу. После непродолжительного обсуждения решено было форсировать реку вброд. Глубина оказалась весьма небольшой, так что переход прошёл успешно. Вдобавок, найденные дрова оказались сырыми и горели только при постоянном поддувании пенкой. Так удалось вскипятить только котёл с чаем, а еду готовили на газу.

*Ночь, высокий берег реки. На самой кромке – палатка, а дальше – лес без конца и края. По песчаным полянкам отпечатались волчьи и медвежьи следы. Свежие.
Дождь утих. Дует слабый ветер, но шевелит лишь верхушки деревьев, да раздувает угли умирающего костра. Рядом парит котелок. Пьём чай.
Недавно выяснилось, что сотовой связи больше нет. Вокруг на 20 километров ни души и абсолютная тишина леса. Только ветер.
Издалека доносится шум, он нарастает, превращается в рокот и прокатывается по небу – самолёт.
- Хотел бы я сейчас оказаться на этом самолёте. Тепло, мягкие кресла…
- Ага, красивые стюардессы…
-*Обжигаясь кипятком* А тут ночь, холод, и где-то рядом ещё ходят волки.
- *Отпивая остывший чай* Зато нас ждут приключения!
На ночь читали вслух «Полдень XXII век» с мобильного телефона Mecubarz’a. Собственно, только на это телефон там и годился, так как связь пропала полностью и надолго.

Пройденное за день расстояние 12,2 км.
Время в пути 4 ч. 50 мин.
Перепад высот 40 м.
Максимальная скорость 6 км/ч.
Средняя скорость 3 км/ч.
Координаты обеда 56°16.549' с.ш. и 45°49.942' в.д.
Координаты ночёвки 56°18.629' с.ш. и 45°50.068' в.д.


14.10.08 День третий. Мост через Исток. Деморализация.


Утром Странник нашёл сухие дрова. В результате до 15 часов сушили одежду, промокшую в предыдущий день. Без потерь не обошлось – Mecubarz подплавил подошвы у берцев, а Странник высушил свою тельняшку до дыр, и к тому же одна из стелек от его вибрамов скукожилась на полсантиметра. Тельняшку потом пришлось зашивать (суровой капроновой нитью толщиной 0,8 мм), а стелька тёрла ногу.
Вышли в 15:17. Наутро костёр горел очень хорошо. Однако, столь поздний выход заставил идти по маршруту в увеличенном до 6 км/ч темпе.
*Обычный боевой момент – штурм дороги. Если бы кто-то оказался рядом в такое время, шёл бы придорожными кустами, бежал бы перелесками, скрывался бы за деревом – он бы услышал что-нибудь такое:
- Товарищи бойцы! Командованием перед нами поставлена боевая задача петь песни! И мы её с честью выполним! Песню запе-вай!

- Что-то ничего в голову не идёт – спели уже всё.
- Тогда, товарищи бойцы запевай нашу, родную!
(дальше поют на мотив песни «Крылатые качели»)
- Керогазы керогазы,
-Керогазы керога-а
-Керогазы керога-а-зы
-Керога-а-зы, керога!
(три куплета подряд с припевами в том же духе)
- Товарищи бойцы! Поздравляю вас с прибытием на трижды краснознамённое, орденов Ленина, Сталина, Суворова, а так же Богдана Хмельницкого, озеро Рыжан!
- Ура! Ура! Ура! *

В районе 16:00 были на озере Рыжан (по пути к нему Мекубарец потерял пенку-сидушку, и потом весь поход пользовался запасной сидушкой Странника). Далее шли по хорошей дороге, но очень быстро, а в конечном итоге встать на стоянку смогли только в 19:00. И на какую стоянку! Не стоит забывать, что дорога, которая привела нас туда, рассматривалась как аварийный маршрут движения к Кузьмияру. И что же? Дорога кончилась в глухом лесу, не оставляя никаких шансов пройти по ней дальше. А были и такие мысли. Дрова, найденные до темноты, были сырыми. И это сухостой, а не что-нибудь!
Усталость давала о себе знать, вдобавок у Странника усилился страх леса, да и посещение мёртвой деревни Дорогуча в сумерках не добавило оптимизма. Мекубарцу же, как обычно, от усталости было на всё наплевать.
Ужин снова готовили на газу.

*Ночь. Палатка стоит в глухом частом лиственном лесу. Идёт сильный дождь, но прочный тент справляется с ним. Внутри горит одинокий налобный фонарик. Настолько одинокий, учитывая пройденное от дома расстояние, что и думать не хочется об этом.
В палатке двое.
Один закутался во всю имевшуюся сухую одежду, завернулся в спальник и старается уснуть в этом жутком холоде под шум дождя.
Второй держит в левой руке фонарик (кажется от него теплее), а правой что-то пишет крупным нечитаемым почерком в синей подмокшей тетради, лежащей на кожаной офицерской планшетке.
Второй день под дождём. Второй день без костра на ужин. Холод, темнота, шум дождя. Где-то рядом, наверное, ходят волки.
На тетрадном листе появляются вперемешку слова:
«Дорога кончилась…», «…никаких шансов пройти…», «…усталость и постоянный страх…», «…посещение мёртвой деревни…», «…день третий 14 сентября, я принял решение идти до озера Культей, назначенному по маршруту, так как понимаю, что это предел…»*

На следующий день решено было, во что бы то ни стало, добраться до озера Культей.

Пройденное за день расстояние 14 км.
Время в пути 3 ч. 49 мин.
Перепад высот 20 м.
Максимальная скорость 6 км/ч.
Средняя скорость 4 км/ч.
Координаты обеда 56°19.993' с.ш. и 45°44.583' в.д.
Координаты ночёвки 56°21.629' с.ш. и 45°42.697' в.д.


15.09.08 День четвёртый. Восхождение.


*Утро. Жуткий холод. Дождь за ночь только усилился.
Мы проснулись скорее от холода, чем от зуммера будильника.
- Костёр разжигать бесполезно! За ночь сырые дрова не стали суше. Даже оргстекло не спасёт.
- Значит газ. У меня осталось полбаллона, и у тебя один. Сегодня нужен костёр.
- Да знаю я! Предлагаю на завтрак разогреть тушёнку с сухарями и идти без обеда – до следующей стоянки всего пять километров.
- Тогда чай думаю разогреть прямо в кружках, чтобы газ сэкономить. И не буду я, пожалуй, вылезать из палатки. Горелку выставлю, а сам не буду.
Сидим и смотрим через щель в тенте палатки, как на газовой горелке закипает под проливным дождём чай, как оттаивает тушёнка. 10 часов утра. Впереди неизвестность.*

День начался с ливня, который обрушился на нас в районе 6 утра. Стало очень холодно, вдобавок часть вещей были мокры насквозь, так что спать под утро уже не очень-то хотелось. В основном преобладало желание стучать зубами и упражняться во владении нецензурными выражениями. По причине дождя мокрые с вечера дрова было решено не трогать и устроить горячий перекус, разогрев на газу чашки с чаем и тушёнку. Вышли в результате в 11:50. До озёр Культей оставалось пройти 5-6 километров. Дело усложнял так и не прекратившийся дождь, который теперь увлажнял уже второй комплект одежды. Было решено пообедать прямо на стоянке у Культей. По дороге опять пели песни. Вернее, пел в основном Странник, так как Мекубарец к тому моменту уже почти сорвал голос и только иногда подрывался что-либо спеть или продекламировать, однако после этого надолго замолкал и сосредоточенно шагал.

*Дождь. Пришло то самое состояние, когда всё равно. Все равно куда идти, все равно сколько.
Одежда мокрая насквозь. Как всегда. Идём очень быстро, чтобы не замёрзнуть. Как потом окажется, скорость 7 километров в час. На дороге через равные промежутки, метров в двести, медвежьи лёжки. Следы направлены от нас - мы, вероятно, вспугнули медведя. Песок дороги пересекли очень большие копыта – наверное, лось. С дороги прямо перед нами взлетают большие коричневые «курицы» - тетерева. Голос уже сел так, что петь совершенно невозможно. Все стихи прочитаны по три раза. В лесу раздаётся во всю громкость, на которую я способен:
- Раз! Два! Раз! Два! Три!
-Левой! Левой! Раз! Два! Три!
Наконец и на это сил не остаётся.
- Слушай, и почему мы не пошли летом? Красота, теплынь, и волки под ногами не крутились бы, наверное.
- Летом было очень жарко, забыл? Пили же из каждой лужи! И потом, я бы точно тогда получил солнечный удар – ты же помнишь какие тогда были рюкзаки.
- Да, с рюкзаками мы тогда дали маху…
На экране навигатора белый треугольник очень медленно ползёт по пунктиру дороги. Скоро должен быть поворот, на который, если повезёт, мы собираемся вернуться завтра и срезать наш маршрут на 2 озера и 3 дневных перехода.
Дорога наконец-то раздваивается, но ответвление не проезжее – колеи заросли травой. Запоминаю этот факт, идём дальше.
Наконец, на экране появилось озеро, на котором нам надо встать на стоянку. Дорога проходит рядом в ста метрах от берега, но на озеро нам не попасть. Эти сто метров затоплены и заросли сорным подлеском – частый осинник и березняк. Пройти невозможно.
Идём дальше, ищем подходы к озеру. Их нет. Зато теперь затопило дорогу. В ней навалены мокрые чёрные стволы сгнивших деревьев и шпалы. Оскальзываясь, идём, спотыкаемся под весом рюкзаков, падаем. Ноги промокли насквозь и теперь, если на стоянке не будет костра, то их не высушить. Но и стоянки-то, похоже, не будет, ведь мы уже прошли нужное нам озеро.
Дождь усиливается, хотя, казалось бы, уже все равно. Идём дальше.
Но вот в лесном пологе над дорогой мелькнул просвет. Потом ещё. Дорога выходит на поле.
Под свинцовым небом двое выходят на поле низкой луговой травы. Дорога петляет и уходит вдаль, огибая маленький деревянный сруб под жестяной крышей. На крыше сияет серебром крест.
Как будто бы дождь прекратился. На навигаторе третье озеро – самое большое из трёх. Перепутал. Слева от дороги одинокая берёза склонилась над травяной полянкой – вот наш дом на ближайшие два дня.*

Дорога на Кузьмияр перед озёрами была обнаружена в месте, указанном на карте. Вид она имеет не очень проезжей, но и не совсем заброшенной. Было решено вернуться на неё после озёр Культей и идти до озера Красного. Ещё одно осложнение кроме дождя встретилось на подходе к самим озёрам. Подхода к среднему из системы озёр не оказалось. Отмеченный на карте небольшой промежуток от дороги до озера зарос частым лесом, залитым водой. С правой же стороны дороги оказалось болото. Сама дорога представляла собой залитую по колено водой траншею, заваленную мокрыми гнилыми деревьями. После преодоления этого участка у нас окончательно промокли и ноги. Наконец, через небольшой отрезок времени мы оказались на небольшом поле, заросшем низкой травой, через которое шла дорога. С одной стороны поле ограничивалось лесом, с другой же резким обрывом и огромной гладью озера, частично скрытой высокими соснами. Сразу привлекло взгляд стоявшее на окраине поля бревенчатое сооружение, напоминающее беседку, но с крестом на маленькой жестяной четырёхскатной крыше. На одном скате крыши было написано «Озеро Культей», на другом:
«Культейский источник освящён Разнежской
Благовещенской церковью к 2000 летию Христианства».

Это место было как знак свыше – совершенная красота! Значит, цель нашего похода достигнута. (Надо сказать, что в отличие от прошлогоднего пустынского похода, точной цели нынешний поход не имел, потому как озёр было много. И вот теперь цель стала ясна – самая далёкая точка маршрута, самая глушь и вместе с этим невероятная красота.)
Палатку разбили неподалёку и решили, что если позволит погода, устроим в этом месте днёвку. В поисках дров Странник обнаружил, что лес вычищен от сухостоя – это было странно. Двигаясь вдоль берега озера, он нашёл большой деревянный лагерь, оставленный хозяевами буквально неделю назад. Там же оказались и доски для растопки и дрова, накрытые плёнкой и предназначенные следующим постояльцам. Сказав спасибо добрым людям, мы воспользовались изумительными по теплоотдаче дровами из неизвестного нам дерева с красноватой древесиной, и совершенно сухими досками для растопки. Как результат – отличные обед и ужин, а так же запас топлива на следующий день – днёвка была решённым делом. В палатку отправились только после того как высушили все вещи.

*Впервые за четыре дня вся одежда сухая. Значит нужно одеть её всю - в трёх штанах, а ещё в тельняшке, кофте, кителе и куртке жарко не будет точно.
После ужина совершенно не хочется спать – сказывается небольшое пройденное расстояние и очень хороший ужин.
Хочется разговаривать. О чём? О чём угодно, а получается – обо всём на свете.
Светит луна, высвечивая контуры предметов в палатке. Мы лежим, закутавшись в спальники на расстоянии двухсот километров от дома. Мысли же наши ещё дальше – в бесконечности этих пространств.*

Дождь к тому времени утих, и погода стала налаживаться. Ветер гнал по небу уже не целые тучи, а обрывки облаков.

Пройденное за день расстояние 6,5 км.
Время в пути 1 ч. 27 мин.
Перепад высот 22м.
Максимальная скорость 7 км/ч.
Средняя скорость 5 км/ч.
Обеда не было.
Координаты ночёвки 56° 24.619’ с.ш. и 45° 44.756' в.д.


16.09.08 День пятый. Днёвка.


Проснулись в 11:30. Утром похолодало, но впервые за весь поход спали во всей имевшейся одежде, так что выспаться удалось. Костёр загорелся сразу с одной доски (часть досок, расколотых на брусочки, мы потом прихватили с собой). Впервые за поход очистилось небо и показалось солнце. После завтрака досушили одежду (а ещё Странник зашил прожжённый и разошедшийся рукав тельняшки) и сделали некоторое количество фотографий, в том числе и с забежавшей в миску Mecubarz’а ящерицей. Обед устроили такой же, как и в другие дни, но кипяток был свежий, и в кои-то веки БП-шки нормально разбухали. Ужинать решили гречкой с тушёнкой. После ужина мимо нашего места стоянки в темноте проехал мотоциклист. Полная луна светила особенно сильно, чем вызвала отдельный восторг.

*Опять ночь, но ночь светлая – лунная. Вторую ночь подряд на небе высыпают звёзды, и выкатывается прожектор луны.
Опять в палатке один пытается заснуть, а другой светит фонариком, зажатым в левой руке по россыпи карт, лежащих перед ним. Карты задумали недоброе. Они говорят, что дорога будет – только иди, но так ли это? А может она заросла ещё двадцать лет назад, и след её затопило болотом. Есть ещё спутник – другое развлечение. Качество такое, что при желании можно увидеть, что захочешь – тесты Роршаха да и только. Но предчувствие говорит своё – задуманной дорогой идти нельзя!
- Слушай, ты не спишь?
- Нет, а что?
- Завтра пойдём вперёд, за мотоциклистом, через болота.
- А что такое?
- Дороги, по которой я хотел пройти, похоже, нет. Будем прорываться по пути, который планировался на лето.
- Сколько идти?
- 16 километров.
- Значит, пройдём 16.*

В процессе просмотра планируемого маршрута до озера Красное по спутниковым снимкам Странник выяснил, что дорога неудобоваримого качества и может вовсе исчезнуть в лесу, как это произошло на третий день. Решили двигаться по маршруту первого варианта похода, т.е. до озера Малое Плотово через сомнительный участок левой развилки, экономя день на переходе до Садомихи (есть там такая бывшая деревня).

17.09.08 День шестой. Переход.


Поднялись в 9:00. Задача была собраться как можно скорее для осуществления самого большого пешего перехода за весь поход. Однако, раньше 13:00 выйти не получилось всё равно. Во время сборов мимо в сторону болот проехал мотоциклист. Начав двигаться в заданном направлении, скоро выяснили, что мотоциклист проехал тем же путём. Так же было отчётливо видно следы проехавшей тяжёлой техники. Дорога, существование которой Странник ставил под сомнение, нашлась и была достаточно наезженной, хотя и в некоторых местах сыроватой. Остановившись однажды в лесу на такой дороге, мы были атакованы полчищами мошки, забирающейся в волосы и крепко цепляющейся за кожу. Мошка здорово действовала на нервы, и к тому же пальцами этих тварей было оторвать очень сложно. Mecubarz в результате приноровился давить их плоскогубцами. Обед устроили раньше, чем планировалось в связи с ошибкой в навигации. Собирались пообедать у поворота на озеро Рябинки. Вышло же так, что на обед мы остановились поворотом раньше. Следующей ошибкой был поворот с прямого направления, который был замечен после встречи с лесничими на УАЗике. Несколько людей в военной форме – спросили, есть ли у нас оружие, куда и откуда мы идём и потом вспомнили, что встречали нас летом. Разговор был примерно таким:
- Оружие есть?
- Нет.
- Откуда идёте?
- Этаа… С Культей.
- Ночевать будете на Рябинках?
- На Плотово, на малом.
- Ого!
- Да ведь это те же ребята, которых мы встречали летом! С вами ещё девушка была.
- Была, да.
- Ну, удачи!
Поворот и последующая встреча произошли в точке планировавшегося обеда 56° 26.041’ с.ш. и 45° 39.747' в.д. Было решено идти вперёд и пройти через лес всё до того же Малого Плотово. Потом был выбор на развилке – слабая правильная и торная неправильная дороги. Выбрали, конечно, неторную. В результате забрались в лес, дорога почти исчезла. Зато нашли новенький квартальный столб и заросли спелой брусники, которой, к сожалению, поели очень мало, но зато сфотографировали. Где-то на этом участке пути Мекубарец потерял свой свисток, который доставлял ему много радости с самого начала похода.

*17:47 На дороге появляется развилка к озеру. Ставлю метку на карте, чтобы завтра вернуться. Идём на крейсерской скорости до озера. Пройдя 16 километров, медленнее идти уже не получается. На берегу крытые беседки, столики скамейки, но берег очень плохой – торфяник. Проходим до другой стоянки – берег лучше, но на берегу памятник утопленнику. Невесёлое место. Смотрим на окружающие берега – вроде есть что-то зелёное, может хороший спуск к воде. Выходим обратно на дорогу вокруг озера – будем пытаться обойти по берегу. Но по берегу пути нет, а есть очень густой бурелом и дорога уводит всё дальше от цели. По правую руку оставляем поляну, заросшую высокой травой. Осматриваем её на предмет подхода к озеру.
Вдруг раздаётся шум, колышется трава и из неё одна за другой уходят в небо две огромные птицы. Крылья невероятного размаха неспешно поднимаются и опускаются. Раздаётся характерное «курлыкание» - журавли.*

Дальше было озеро и попытка найти более удачный сход к воде. Озеро не понравилось сразу. За грязь развезённых подъездных дорог. За очень плохой сход к воде – заиленный берег метров на 5, и в нём лежащие скользкие гнилые шпалы. В довершение всему на соседней стоянке обнаружился совсем уж невесёлый элемент пейзажа – памятник утонувшему в озере. Зато были беседки, а так же скамейка и столик. Последние мы в итоге перенесли на первую стоянку. Но сначала ломанулись в лес, пытаясь обойти озеро и выйти на более удачный берег. Не удалось, только накрутили ещё полтора километра. В результате остались на прежнем месте, где нашелся неподалёку запас дров.
С этим запасом дров оказалось не всё так просто. Рядом с двумя наезженными стоянками нашлось кострище без подъездной дороги, но с кучей поленьев, не прикрытых, впрочем, плёнкой. Некоторые от этого отсырели, но, в общем, с нашими досками затопить было костёр можно. И вот, когда Странник стал рубить одно из этих поленьев, из-под топора посыпались огненные искры. Фокус был повторён на бис, однако механизм его непонятен до сих пор. Горели поленья как обычно.

*К 23:00 на костре вскипел пятилитровый котелок с водой. К этому времени уже были произведены все требуемые процедуры для подготовки ритуала. Предстояло мытьё головы Мекубарцем. И хотя затея эта казалась безрассудной до крайности, но, тем не менее, была вполне выполнима даже по нашим скудным техническим средствам. В наличии имелось мыло, полотенце, 5 литров кипятка и, собственно, сам виновник торжества.
Для того, чтобы гарантированно добраться до воды, дабы разбавить кипяток, требовалось пройти пять метров по топкой грязище и, выбравшись на гнилую шпалу пробалансировать на ней ещё метра два. Это требовалось сделать как самому Мекубарцу, так и Страннику, как главному ассистенту и техническому директору мероприятия. Итак, картина маслом…
Ночь. Стемнело уже два часа назад, но из-за туч было темно и раньше. Луны не видно и в свете двух налобных фонарей в руке Странника вода напоминает мазут с тёмными вкраплениями облаков. Оба фонаря горят из последних сил батареек, подсевших за шесть холодных дней, да ещё где-то на границе видимости тлеет оставленный без внимания костёр.
Темнота. И двое балансируют над чёрной гладью ледяной воды. В воздухе тоже не чувствуется тепла, скорее наоборот, но нас это не останавливает.
Итак, один, балансируя, намыливает голову, другой же в это время разбавляет воду в маленьком котелке и поливает первого чуть тёплой водой.
Над километровым зеркалом ночного озера происходит следующий разговор.
- Ты не поверишь, но вот так мне мыть голову ещё не приходилось!
- Всё в жизни когда-то бывает в первый раз…*

После ужина Mecubarz возжелал помыть голову в горячей воде, что и было реализовано. Вскипятили чайный котел и из экономии стали разбавлять его забортной водой из озера. На помывку вполне хватило.
Очень неприятным сюрпризом для Мекубарца был пропоротый (видимо, на прошлой стоянке в процессе складывания) надувной коврик. А в сдутом состоянии он ничем не лучше обычной пенки...
На следующий день решено было двигаться к озеру Безрыбное.

Переход этого дня вместе с отклонениями от маршрута составил 17,6 километров.
Время в пути 5 ч. 35 мин.
Перепад высот 30 м.
Максимальная скорость 6 км/ч.
Средняя скорость 3 км/ч.
Координаты обеда 56°26.078' с.ш. и 45° 40.990' в.д.
Координаты ночёвки 56°25.095' с.ш. и 45°34.500' в.д.


18.09.08 День седьмой. Озеро Безрыбное.


Утром оказалось не так холодно как обычно. Погода шла на улучшение, а мы двигались в направлении дома. Пока собирались сниматься, мимо проехала машина, из которой вышли люди в форме (складывалось впечатление, что тамошние люди ничего кроме военной формы в лесу не носят) и стали осматривать соседнюю стоянку (с которой мы унесли столик и скамейку). Мы вышли в 14:00 и стали двигаться в сторону озера Безрыбное. По пути встали на обед. В этом месте нашлось большое количество грибов-«лисичек». К сожалению, Странник был непреклонен и разнообразить ими ужин не разрешил (мол, вдруг, что не так окажется, расстройство желудка будет совсем не в тему). На подходе к озеру снова пересекли реку Дорогуча и её старицу по деревянным мостам из цельных стволов. В назначенном месте наибольшего сближения с озером нашлась дорога, приводящая прямо на берег.

*Когда на часах было 16:33 мы побросали уже изрядно полегчавшие рюкзаки на землю. Перед нами лежало Безрыбное озеро. День выдался на редкость удачным: и не очень холодным и без дождя, да к тому же идти пришлось всего 8 километров. Для нас это уже было счастьем. К тому же душу грела возможность завтра добраться до населённого пункта Кузьмияр и уехать в Нижний. Итак, мы побросали рюкзаки и сели отдохнуть около старого кострища. Костёр здесь жгли давно, видимо рыбаков это озеро и, правда, не притягивало, а другие сюда заглядывают редко. Небольшой пятачок суши вдавался в озеро и на его краю, отгороженном молодыми соснами, сидели мы и смотрели на зеркало воды в лучах пробивающегося через пелену облаков солнца. Было спокойно. Пожалуй, первый раз за поход не нужно было никуда торопиться. Даже костёр мог подождать – вокруг был целый лес сухих дров. Так что ничего не могло помешать нам сидеть в полной тишине у маленького (всего-то 300 метров) почти круглого озера и наслаждаться этим лесом, этим озером и здешним необыкновенным воздухом. Очень густой смолистый, с запахами трав и тёплого мха, сладковатый и очень вкусный воздух одурманивал и успокаивал – настраивал на размышления.
Мы сидели и курили этот воздух. А потом нас ждал праздничный (с сахаром и шоколадом) ужин. А ещё потом – путь домой.*

Лес оказался нетронутым и полным дров, сход к воде лучше, чем на Плотово, да и само место оказалось неожиданно приятным. В результате в скором времени был готов праздничный, по случаю предполагаемого завтрашнего отъезда, ужин.
Приятным сюрпризом было появление пусть плохонькой, но связи – SMS-ки отправлялись нормально, а Странник даже как-то умудрился позвонить родителям.

Пройденное за день расстояние 8,1 км.
Время в пути 2 ч. 34 мин.
Перепад высот 31 м.
Максимальная скорость 6 км/ч.
Средняя скорость 3 км/ч.
Координаты обеда 56° 23.217' с.ш. и 45°35.169' в.д.
Координаты ночёвки 56°21.698' с.ш. и 45°35.005’ в.д.


19.09.08 День восьмой. Финал. Встреча.


*Было, наверное, 7 утра, когда я проснулся от того, что ноги начало сводить от холода. Проснулся бы и раньше от холодного тумана, который поднялся над озером и заполз в палатку, но к этому мы были готовы. Еще в прошлом году нам пришлось испытать, что такое сон на берегу водоёма при температурах близких к нулевой. Ощущение, что в лёгкие заливается холодная слизь. И если надышаться этой дрянью, я уверен – воспаление лёгких не заставит ждать.
Теперь же мы были во всеоружии. Чтобы укрыться от холодного воздуха обычная вязаная шапка надевалась не на голову, а на лицо, затягиваясь снаружи капюшоном куртки. Дышать через такое сооружение хотя и достаточно сложно, но зато очень тепло и комфортно – так мы и поступали все шесть предыдущих раз. Однако, этот оказался особым.
Вместе с замерзшими ногами я почувствовал, что от земли идёт ощутимый холод. Зная, что этого просто не может быть, так как 16 миллиметров вспененного коврика практически не проводят тепло, я всё же решился освободить руку от двух слоёв перчаток и дотронуться до этого чуда туристической промышленности. Коврик ощутимо обжигал руку!
Дальнейшее времяпрепровождение можно охарактеризовать, как попытки проспать остаток времени и не отморозить себе, например, почки. Будильник в это утро звенел как самая сладкая музыка.*

Спать планировалось до 8:00, но утро на берегу озера Безрыбное оказалось одним из самых холодных, если не самым, за весь поход. Промёрзла даже толстая 16 мм пенка Странника, а уж о сдутом коврике и говорить нечего. Мекубарца, правда, спасал больший запас верхней одежды. Словом, поднявшись утром в назначенные 8:00, мы уже не хотели более ночевать в лесу – нас манил долгожданный дом. Но до дома надо было ещё добраться. Странник разжёг костёр, побросав в него остатки досок, что мы несли с собой, и пока штатный повар команды Mecubarz готовил завтрак, сделал несколько фотографий тумана над озером, а так же клюквы, растущей вокруг озера во мху. После того, как завтрак был съеден, а рюкзаки собраны, мы ещё пару раз сфотографировались и выдвинулись в путь на Кузьмияр. Было это в 11:40 утра. Расстояние в 7,9 километров до Кузьмияра мы прошли за 4 часа 33 минуты без происшествий, кроме, разве что, встречи с неким доброхотом на машине, желавшим подвезти нас до самого Кузьмияра. Мы, естественно, отказались.
В Кузьмияр мы прибыли во втором часу и первый же встреченный местный житель показал нам дорогу до автобусной остановки. Двигаться следовало вдоль озера, давшего название посёлку.
На остановке мы встретили пожилого человека с большим зелёным рюкзаком, который с большой охотой, вообще свойственной жителям отдалённых от центра мест, взялся интересоваться нашими приключениями. Наслушавшись рассказов о наших нехитрых блужданиях и заинтересовавшись сообщением о бруснике, мужичок начал развлекать нас своей странностью. Он оказался хорошим рассказчиком, а рассказать ему было о чём. Все темы мы со Странником не вспомнили, но вот лишь некоторые из них, которые мы затронули до прихода в 16:00 автобуса:
«Вот вы всё ещё по картам с компасом ходите, а вот я по GPS'ке хожу». Разговор о прелестях GPS навигации, о поиске карт в Интернете и создании собственных. О видах навигаторов и пользе электронного компаса и барометра. Мы, в силу природной недоверчивости, так и не сознались, что и сами ходим с навигатором, так что Странник с интересом расспрашивал мужичка о всяческих технических подробностях. Зато он рассказал множество полезных историй про карты, а в завершении темы сказал, что «нам с вами нужны карты лесных хозяйств».
«- Вот с погодой нам, правда, не повезло – холодно и дождь полдороги шёл.
- Это не беда! Вот у меня тут есть…»
Далее идёт разговор о тёплом и влагозащитном снаряжении, лежащем в зелёном рюкзаке, купленном, кстати, в магазине «Снаряжение» и его преимуществах, а так же истории о том, как, например, наш собеседник спал в лесу на столе, накрывшись своим дождевиком от ливня.
«А вот я был на всех здешних болотах! Могу, если нужно проложить по этим местам и маршрут 5-й категории сложности. Да-да, не удивляйтесь!» Дальше просто истории о походах по окрестностям, про озёра, про попутчиков, про клюкву.
«А зверей бояться не надо, мы в их меню не входим!» Подробнейшая характеристика повадок всех знакомых нам зверей, населяющих здешние леса, рассказанная с азартом и сдобренная большим количеством баек.
«А ведь здесь хотели делать национальный парк!» Разговор о природе и судьбе здешнего края. О Керженском заповеднике и о военных, которые настроили в округе массу дорог, чтобы в перспективе, устроить в местных болотах могильники каких-то отходов.
«И по Керженцу мы плавали и где только не были! Я ведь, наверное, один из последних, кто прошёл Большой порог на Енисее. У меня и мраморный осколок от тамошней скалы есть. А теперь она на глубине 70 метров!» Множество историй о водных походах высоких категорий по просторам страны. Между делом выясняется, что товарищи нашего собеседника в своё время организовали «Команду Горький». Вот так да!
«А бывает, что некоторые бруснику собирают клюквенными комбайнами!» Интереснейший разговор о комбайнах для сбора ягод.
Между разговором мужичок прихлёбывал свои «пять граммов» из четвертинки и резал колбасу, а мы съели наш обеденный рацион.
К слову сказать, более наблюдательному Страннику долго не давала покоя частая присказка мужичка «Всё-таки жизнь – явление позитивное во всех отношениях!». Только спустя несколько дней после приезда он вспомнил, где её слышал. Это фраза программиста Макса из Куваевского мультфильма «6,5». Вот такой вот продвинутый пенсионер, значит, мда…
Наконец подошёл автобус до посёлка Целинный близ Каменки, где должна была совершиться пересадка на автобус до Нижнего Новгорода. Автобус ожидался в 18:30, а на остановке мы оказались в 16:30. Ожидание было скрашено очередными байками (некоторые из которых уже начали повторяться) нашего попутчика, его радиоприёмником и нашим решением разогреть на газу резервную банку тушёнки, а так же заточить остатки (немалые, впрочем) колбасы с остатками же чая во фляжках.
Автобус пришёл раньше и уже в 18:00 мы мчались навстречу городу.

*Автобус уже летел над дорогой, приближая нас к дому со скоростью в 120 км/ч, когда случилось небольшое происшествие. Последнее происшествие нашего похода. Шумно разговаривавшие до этой поры пассажиры дружно замолчали. Кто-то показал на поле справа от дороги, по которому, пересекая его наискосок, бежали три тяжёлые фигуры – каждая меньше предыдущей. Кто-то выдохнул – «медведи бегут». Все начали перешёптываться, и в воздухе повисло напряжение. А я ну ничего не почувствовал - странно. Подумалось только, что в этот раз судьба оказалась к нам более чем благосклонна…*

В город мы прибыли в начале девятого часа и расстались на площади Ленина.

Пройденное за день расстояние 7,9 км.
Время в пути 4 ч. 33 мин.
Перепад высот 79 м.
Максимальная скорость 6 км/ч.
Средняя скорость 2 км/ч.
Координаты обеда 56° 22,932' с.ш. и 45°29,177' в.д. – остановка в Кузьмияре.


Так завершилась долгожданная и многострадальная, страшная и холодная, но совершенно замечательная наша экспедиция.
«А я ведь и сам был студентом! Прошёл пешком всю Марийскую и Нижегородскую. Я уважаю таких как вы, люди! Захотели пойти – пошли! А куда? А хрен его знает – все равно!»© Один хороший человек

Сводная статистика экспедиции в целом:
Время проведения: 12.09.08 – 19.09.08.
Длительность маршрута: 8 суток.
Пройденное расстояние: 84,5 километра.
Время в пути: 29 часов 33 минуты.
Максимальная скорость на марше: 7 км/ч.
Средняя скорость на марше: 3 км/ч.

@темы: События